Главная » Windows » Project Andromeda — секретная история Windows на Surface Duo (перевод)

Project Andromeda — секретная история Windows на Surface Duo (перевод)

Зак Боуден, редактор портала Windows Central, опубликовал большой материал об истории создания двухэкранного смартфона Surface Duo. Устройства, которое изначально должно было выйти под управлением современной версии Windows, созданной на базе проекта Windows Core OS. И из этого материала мы впервые можем узнать, каким же мог быть Surface Duo на Windows, и увидеть уникальные изображения операционной системы, создававшейся именно для этого устройства. Вашему вниманию полный перевод интересной статьи. Устраивайтесь поудобнее, и приятного чтения!


За проектом Microsoft Surface Duo мы следим уже довольно давно. Впервые о разработке карманного устройства с двумя экранами под кодовым названием Andromeda мы написали в 2017 году, хотя об этом проекте я услышал задолго до этого момента. Изначально это должно было быть устройство на Windows, и именно оно положило начало мобильным усилиям Microsoft с новой, современной версией Windows, созданной специально для этого нового форм-фактора.

Конечно, в итоге всё получилось иначе. Surface Duo, который мы имеем сегодня, — это Android-смартфон, и Microsoft заявляет, что Android является правильным выбором для этого форм-фактора. И это правда, хотя это определённо не то, что изначально Microsoft планировала сделать. Компания пришла к такому выводу после безуспешных попыток воплотить в жизнь новую амбициозную версию Windows, разработанную для карманного устройства с двумя экранами.

Меня часто спрашивают, какова история развития Surface Duo. Что ж, эта статья расскажет обо всём, что мне известно исходя из бесед с людьми, работавших над проектом, фотографий и видео о программном и аппаратном обеспечении, которые я видел за последние четыре года.

Задолго до Andromeda

Microsoft вынашивала идею о создании устройства с двумя экранами ещё в 2009 году, о чём свидетельствуют прототипы Microsoft Courier. Конечно, это устройство так и не увидело свет, поскольку в то время оно не соответствовало стратегии Microsoft в отношении Windows. Но, как мы теперь знаем, Courier был только началом пути. Долгие годы после этого Microsoft продолжала исследования и создавала новые прототипы устройств с двумя экранами.

Хотя прямой связи между этими проектами нет, те люди, которые работали над тем, что в конечном итоге превратилось в Surface Duo, черпали вдохновение из исследований и наработок, которые реализовывались при создании Courier. А работа над тем устройством, которое стало Surface Duo, началась в конце 2014 или начале 2015 года, то есть через несколько лет после остановки проекта Courier.

Примерно тогда Microsoft начала создавать концепты устройства с двумя экранами (возможно, на базе чипов от Intel) под управлением Windows 10. В этих ранних внутренних концепциях Microsoft продемонстрировала адаптивный пользовательский интерфейс, который мог переключаться между мобильным и десктопным представлением, когда устройство использовалось в одноэкранном или двухэкранном формате, а также при подключении к внешнему дисплею.

Макет прототипа устройства был больше похож на традиционный смартфон, размещённый в тонком металлическом корпусе с креплением для пера. Эта идея раннего прототипа именовалась как «Surface Pocket». Похоже, высокопоставленным лицам Microsoft эта идея понравилась, и вскоре началась работа над проектом, который в конечном итоге стал Surface Duo.

Ранние концептуальные идеи и конечный продукт сильно отличаются. К моменту публичного анонса в октябре 2019 года поменялось практически всё, в том числе форма, размеры, процессор, позиционирование на рынке и операционная система. Пришло время подробно рассказать об истории проекта, а также поговорить о том, каким было бы это устройство, если бы оно вышло под управлением Windows в 2018 году.

Project Andromeda

Project Andromeda — секретная история Windows на Surface Duo (перевод)

Работа над смартфоном с двойным экраном стартовала в начале 2016 года под кодовым названием Andromeda. Microsoft разрабатывала проект с мыслью, что это будет устройство под управлением Windows. Уже на раннем этапе было решено, что Andromeda будет построен на ARM-процессоре, а не на решении от Intel.

Вскоре стало очевидно, что Microsoft необходимо создать новую, современную версию Windows, чтобы полностью реализовать собственное видение этого устройства. Существующая версия Windows 10 была неоптимизирована для карманных устройств, а Windows 10 Mobile была недостаточно адаптивной, в том числе в плане соответствия двухэкранному форм-фактору.

Microsoft хотела получить лучшее из обоих миров: лёгкую и свободную от устаревшего кода Windows 10 Mobile в сочетании с универсальностью и многофункциональностью десктопной Windows 10, что было особенно важно для реализации Microsoft Continuum на Andromeda. Подобной версии Windows в то время не существовало, так что Microsoft требовалось её создать.

WCOS + CShell

Microsoft начала работу над тем, что в конечном итоге станет Windows Core OS (WCOS) — современной и свободной от устаревшего кода версией Windows, которая вместе с этим будет модульной и сможет легко адаптироваться для новых и уже существующих форм-факторов. Изначально WCOS создавалась как нечто специфичное для Andromeda, но быстро стала чем-то гораздо более глобальным, и теперь этот проект используется в HoloLens 2 и Windows 10X. А версия WCOS для Andromeda имела логичное кодовое название — «AndromedaOS».

Andromeda должна была стать первым устройством Microsoft, поставляющимся с новой версией Windows, построенной на WCOS, и была призвана продемонстрировать разработчикам и клиентам будущее Windows. WCOS по-прежнему является важным проектом для Microsoft, так как это, по сути, усовершенствованная версия Windows 10. Она более современная, безопасная и лёгкая, обеспечивает более длительное время автономной работы и предлагает более быстрый процесс обновления ОС.

Кроме современного ядра, Microsoft также требовался адаптивный пользовательский интерфейс, который поддерживал бы различные варианты использования Andromeda. Компания не могла использовать существующие оболочки десктопной Windows 10 или Windows 10 Mobile, поскольку они не являются адаптивными и зависят от устаревших компонентов, которые не входят в состав WCOS.

Итак, Microsoft начала работу над проектом Composable Shell (CShell), который позволяет WCOS использовать современные возможности Windows Shell, и который можно адаптировать и использовать в различных модификациях WCOS. Это было жизненно важно для такого устройства, как Andromeda, которое могло быстро превращаться из одноэкранного смартфона в двухэкранный планшет или док-станцию, подключённую к большому дисплею.

Andromeda была инициатором двух масштабных программных проектов Microsoft, и компания надеялась, что работа в рамках этого проекта впоследствии может быть использована в различных продуктах благодаря модульности и адаптивности WCOS и CShell. Это было трудно реализовать, но люди в Microsoft были в восторге от Andromeda и будущего Windows, которое она открывала.

Однако быстро стало понятно, что на реализацию проекта потребуется много времени, и разработчики явно столкнутся с проблемами. Оказалось, что модернизация и модуляризация ядра и оболочки Windows — непростая задача, и проект вскоре начнёт отставать от графика. А сама WCOS не была готова к активному тестированию среди сотрудников и инженеров до 2017 года.

Примерно в то же время Microsoft решила прекратить поддержку Windows 10 Mobile. Компания больше не хотела создавать традиционные смартфоны, и Сатья Наделла сказал, что будущие смартфоны компании не будут выглядеть как обычные телефоны, что было явным намёком на Project Andromeda.

Интересно, что ранняя разработка CShell велась поверх Windows 10 Mobile, поскольку WCOS не была готова для внутреннего тестирования до середины 2017 года. Изначально Microsoft планировала выпустить CShell для Windows 10 Mobile под кодовым названием Pheonix, однако от этой идеи быстро пришлось отказаться, когда в начале 2017 года компания решила свернуть работу над существующими смартфонами на этой операционной системе.

Необычный интерфейс

Изображения в этой статье воссозданы на основе фотографий и видео, которые мне удалось увидеть. Я не могу публиковать исходные материалы, поэтому я максимально точно воссоздал их в графическом редакторе.

В течение 2017 года основное внимание уделялось пользовательскому интерфейсу и набору функций, которые Microsoft создавала для Andromeda. Когда я впервые увидел фотографии Andromeda с версией системы WCOS, я был потрясён и удивлён, увидев, что она не похожа ни на одну из предыдущих версий Windows. Это был своего рода гибрид Windows Phone, десктопной Windows и Courier.

В AndromedsOS пользовательский интерфейс был основан на приложении-блокноте под кодовым названием Jamdani. Это приложение имитировало реальный блокнот с виртуальными страницами, которые можно было переворачивать. И, конечно, приложение в первую очередь было разработано для ввода с помощью пера. Можно было прикреплять виртуальные стикеры, изображения, файлы, а также комментировать их. Что интересно, этот блокнот являлся домашним экраном.

Вместо традиционного лаунчера с настраиваемыми обоями и списком приложений, в Andromeda был интерактивный блокнот. Вот что я имею в виду, когда говорю, что проект вдохновлялся Courier. Microsoft действительно уделяла особое внимание взаимодействию с помощью пера, и это подтверждается интерфейсом, который компания создавала для этого устройства.

Позже это приложение было заменено тем, что в итоге стало Microsoft Whiteboard. Многие возможности блокнота в Andromeda и приложения Whiteboard в Windows 10 совпадают, так что вы можете просто загрузить Whiteboard и посмотреть, как примерно это выглядело и работало.

Andromeda UX

Насколько мне известно, очень немногие за пределами Microsoft видели Andromeda OS. Хоть я и не могу поделиться оригинальными скриншотами, я воссоздал изображения старых прототипов Andromeda под управлением Windows, чтобы вы могли лучше понять, как всё выглядело. Заодно рассмотрим и пользовательский интерфейс.

Первое изображение показывает сборку AndromedaOS примерно середины 2018 года. На этом этапе Microsoft заменила приложение-блокнот на Whiteboard, которое работало похожим образом. В левом нижнем углу находилась кнопка «Пуск», которую можно найти и в других версиях Windows. А в правом нижнем углу находилась кнопка Cortana, которая отвечала и за открытие «Центра уведомлений».

Интерфейс операционной системы во многом был основан на жестах: свайп слева направо на левом экране открывал меню «Пуск», а свайп справа налево на правом экране открывал «Центр уведомлений», где также находились кнопки «режим в самолете» и настройки Bluetooth. Свайп снизу вверх открывал «Представление задач», а также позволял пользователю перетащить приложение для растягивания на оба экрана.

Любое приложение открывалось поверх интерактивного блокнота, так что он был всегда доступен для пользователя. Чтобы вернуться на домашний экран, необходимо было просто провести пальцем вниз по открытому приложению. Microsoft также работала над отключением интерактивного блокнота и возвращением к классическому домашнему экрану, однако увидеть этот вариант в действии не удалось.

«Центр уведомлений» в AndromedaOS также представляет интерес. Microsoft объединила Cortana и «Центр уведомлений» в единую область, а Cortana стала «менеджером» ваших уведомлений. Иконка Cortana в правом нижнем углу пульсировала, чтобы предупредить вас о пропущенном уведомлении.

Andromeda Continuum

Одна из причин, по которой Microsoft хотела создать модульную оболочку, заключалась в том, что компания могла объединять сразу несколько оболочек в одной версии Windows для нужного форм-факторов, которые использовались бы в той или иной ситуации. В дополнение к AndromedaOS, Microsoft также работала над версией WCOS для настольных ПК под кодовым названием Polaris. По сути, она должна была заменить Windows 10S.

В Polaris использовалось более традиционное окружение рабочего стола, правда построенное с нуля с использованием современного кода. Microsoft создавала версию WCOS, которая выглядела как Windows 10, но была построена на современном ядре и не имела устаревших компонентов. Это была потрясающая перспектива, и я до сих пор помню сборки с плавной анимацией для таких элементов, как меню «Пуск».

Благодаря особенностям WCOS, Microsoft могла использовать функции, созданные в рамках проекта Polaris, в системе AndromedaOS для реализации Continuum. Когда пользователь подключал Andromeda к большму дисплею, система отображала Polaris Composer. Идея заключалась в том, что с Anromeda у вас был был полноценный карманный компьютер.

По всей видимости, Continuum в Andromeda назывался «режимом продуктивности», и он должен был стать полнофункциональной средой рабочего стола, в отличие от Continuum в Windows 10 Mobile. Polaris и AndromedaOS почти одновременно были отложены на неопределённый срок.

Аппаратное обеспечение Andromeda

Прототипы Andromeda примечательны тем, что они несколько отличаются от вышедшего устройства под названием Surface Duo. В период с 2018 по 2020 год изменилось всё, начиная от материала корпуса и заканчивая количеством камер. Всего же существовало четыре инженерных варианта аппаратного обеспечения Andromeda.

К сожалению, по понятным причинам, публиковать фотографии прототипов нельзя, так что придётся довольствоваться их описанием. Хотя один из прототипов Andromeda показал Пэнос Панай во время брифинга Маркеса Браунли на YouTube, так что здесь будут использоваться скриншоты из этого видео.

Стоит отметить, что не все прототипы Andromeda были одинаковыми. Некоторые из упомянутых здесь функций отсутствовали в устройстве, показанном на изображениях в этой статье. Начнём с того, что корпус устройства не был стеклянным. В отличие от Surface Duo, у Andromeda был металлический корпус, так что устройство совершенно иначе ощущалось в руке.

Также цвет корпуса прототипов был не белым, а скорее чёрным или тёмно-серым. А вот формы и размеры Andromeda и Surface Duo схожи. Microsoft с самого начала стремилась сделать этот продукт как можно более тонким, так что размеры и форма тщательно продумывались.

Поскольку Andromeda использовала металлический корпус, на боковых гранях были пластиковые вставки для антенн, что характерно для большинства смартфонов. Когда Microsoft перешла на стекло, металл на боковых гранях Surface Duo также заменили на поликарбонат, что позволило переработать систему антенн и избавиться от пластиковых вставок.

Наиболее серьёзные различия между Andromeda и Surface Duo связаны с камерами. В прошлом прототипы Andromeda имели три камеры: две основные и одну фронтальную над левым дисплеем. Это сильно контрастирует с Surface Duo, у которого есть только одна камера над правым дисплеем.

По моей информации, ны тыльной стороне корпуса Andromeda располагалась основная камера с разрешением 12 Мп и монохромный сенсор, которые в сочетании друг с другом обеспечивали уникальные возможности для смешанной реальности, которые компания планировала продвигать вместе с этим устройством. Пользователь мог сканировать 3D-объект с помощью Andromeda и рассматривать его в реальности, например, с помощью HoloLens 2.

Однако у основной камеры натыльной стороне был заметный выступ, что вызывало проблемы с форм-фактором. Поскольку Andromeda (и Surface Duo) предназначена для сгибания на 360 градусов, наличие выступа камеры означало, что устройство не сможет складываться полностью. Это было проблемой при использовании в одноэкранном режиме, например, при телефонных звонках, так как устройство было бы попросту неудобно держать в руке.

Чтобы решить эту проблему, Microsoft установила камеру «divot» на противоположной стороне корпуса, так что в одноэкранном режиме выступ камеры перестал влиять на форм-фактор. Но на фотографиях, которые я видел, это выглядело некрасиво, и я думаю, что команда дизайнеров Surface Duo придерживалась такого же мнения, поэтому в Surface Duo вовсе нет основной камеры.

Кроме того, камера занимала много дополнительного пространства, и внутри устройства образовывалась мёртвая зона только для того, чтобы камера не влияла на удобство использования смартфона в сложенном на 360 градусов формате. Вероятно, между последними прототипами Andromeda и первыми прототипами Surface Duo было решено не идти на компромисс в отношении внешнего дизайна устройства. И с таким решением остаётся только согласиться.

Более поздние прототипы имели 6 ГБ оперативной памяти и Snapdragon 845, который был актуальным на тот момент. Если бы Andromeda не была отложена, устройство вышло бы с актуальными на 2018 году характеристиками. Ранние прототипы были построены на Snapdragon 835, так что форм-фактор Andromeda прошёл через три поколения процессоров, прежде чем на рынок вышел Surface Duo.

Поскольку и Andromeda, и Surface Duo были ориентированы на использование пера, аппаратное обеспечение имело специальные магниты, позволявшие Slim Pen прикрепляться к корпусу устройства. И, наконец, некоторые прототипы имели то, что люди называли кнопкой «Peek Mode», расположенной на одной из сторон устройства. При нажатии на кнопку устройство открывалось под определённым углом, чтобы отобразить дату, время и промущенные уведомления на экране блокировки.

Идея с «Peek Mode» выглядет логичной и полезной, однако в выпущенном Surface Duo эта функция отсутствует. Будем надеяться, что к этой идее вернутся в будущем.

Отставание от графика

Итак, почему проект Andromeda в конечном итоге был отменён? Как мне известно, одной конкретной причины не было. Это было сочетание многих факторов. Некоторые считают, что отсутствие мобильных приложений было главной проблемой, а другие уверены, что всему виной качество операционной системы. Сборки были глючными, сроки не соблюдались, и люди, участвовавшие в проекте, всё больше разочаровывались.

Первая важная веха, которую пропустил проект, была связана с попыткой решить проблему недостатка приложений. Изначально Microsoft планировала представить Andromeda и WCOS в марте 2018 года, после чего выпустить устройство «Insider Edition» для разработчиков, чтобы они могли начать создавать приложения для нового форм-фактора.

Если бы Microsoft придерживалась этого графика, продукт был бы «официально» выпущен осенью 2018 года, что дало бы разработчикам время для переноса своих приложений на UWP и внедрения сценариев их использования на двух экранах. Но когда Microsoft не смогла предоставить предварительную версию для разработчиков, будущее Andromeda оказалось под угрозой.

Project Andromeda, как и большинство внутренних проектов Microsoft, проходил через еженедельное обсуждение с командой высшего руководства (SLT). Именно в ходе этих еженедельных обсуждений ответственные лица получали информацию о ходе разработки функций, исправлениях ошибок, сроках и многом другом.

Видимо, именно на этих встречах с командой высшего руководства было принято решение отложить Andromeda на неопределённый срок. Опять же, источники указывают на целый ряд причин, по которым было принято это решение. Некоторые отмечают, что команда руководства устала от постоянных проблем и задержек, и решение отложить проект очасти было связано с этим.

Больше всего постоянные задержки расстраивали команду Surface, которая действительно хотела выпустить смартфон Surface в этом форм-факторе. Но в какой-то момент в середине 2018 года было принято решение отложить проект на неопределённый срок, что решило судьбу AndromedaOS и Windows на смартфонах.

Проект отставал от графика, и не было никаких признаков, что удастся наверстать упущенное. Учитывая тот факт, что у продукта была серьёзная проблема с недостатком приложений, решение об отмене проекта является правильным. Microsoft рассматривала возможность эмуляции Android-приложений поверх Windows и до этого, но для конечных потребителей не было жизнеспособного подхода, который мог бы быть построен вокруг загрузки сторонних Android APK.

Насколько мне известно, многие люди, работавшие над Andromeda, перешли в команду Windows 10X, которая, благодаря особенностям WCOS, позволяет повторно использовать большую часть наработок, сделанных в рамках AndromedaOS. Windows 10X во многих отношениях является духовным преемником AndromedaOS и Polaris.

Project Epsilon

Хоть AndromedaOS больше не существовала, у команды Surface всё ещё было готовое устройство, которое они хотели выпустить на рынок. В какой-то момент в конце 2018 или начале 2019 года было принято решение превратить Andromeda в Android-устройство. Это было сделано очень тихо, так что большинство людей, работавших над Windows-версией, понятия не имели, что такое решение принято.

Когда Microsoft решила перепрофилировать Andromeda на Android, она также решила изменить кодовое название. Вероятно, это сделано по двум причинам. Во-первых, чтобы люди вроде меня не могли найти новую информацию о прогрессе проекта, а во-вторых, кодовое название «Andromeda» было очень сильно привязано к Windows. В конце концов, это то, с чего началась вся история WCOS.

После перехода на Android у Microsoft не сразу появилась команда, которая могла бы подключиться и начать работу над улучшениями и настройками ОС Android, которые были необходимы для воплощения этого форм-фактора в жизнь. Поэтому компания заключила контракт со сторонними разработчиками, такими как Movial, чтобы выполнить эту первоначальную работу. Многие сотрудники этих сторонних компаний теперь работают в Microsoft на полную ставку.

Поскольку Epsilon был основан на Andromeda, Windows-продукте, Microsoft пришлось перенести некоторые драйверы Windows на Android, в том числе драйвер сенсорного экрана, пера, а также собственный UEFI. О ранних прототипах Epsilon рассказывали, что у них часто переставал работать драйвер сенсорного экрана, и, возможно, именно поэтому Пэнос Панай не прикасался к экранам устройства на презентации в октябре 2019 года.

Так как команда Surface ждала завершения работы над программным обеспечением, в течение 2019 года она трудилась над доработкой устройства. Были удалены камеры на тыльной стороне, материал корпуса заменён с металла на стекло, перереботана система антенн, перемещена фронтальная камера и отполированы некоторые моменты для презентации устройства в октябре 2019 года.

Перед запуском в производство Epsilon прошёл через три этапа инженерных проверочных испытаний (EVT). В ранних прототипах не было фронтальной вспышки, по крайней мере её не видно невооружённым взглядом. В любом случае, Surface Duo хоть и лишился некоторых функций и идей, с которыми Microsoft экспериментировала в рамках Andromeda, но всё же он получил аккуратный, лаконичный и продуманный дизайн.

Длинный путь

На мой взгляд, у Surface Duo самый интересный и драматический путь развития из всех продуктов Surface на сегодняшний день. Это устройство, которое сам Пэнос Панай хотел создать в течение долгого времени, но его постоянно сдерживало незавершённое программное обеспечение. Microsoft изо всех сил пыталась выпустить версию Windows для Surface Duo, но у неё не получилось.

На данный момент Windows для карманных устройств мертва, и я не знаю о каких-либо внутренних планах по возрождению этой идеи в будущем. И нет никаких планов по переносу Windows 10X на Surface Duo. Теперь компания работает над внедрением Android для Surface Duo и над будущими версиями устройства.

К разочарованию фанатов Windows во всём мире, решение перевести Surface Duo на Android было правильным. Если бы Microsoft выпустила устройство с Windows, недостаток приложений всё равно убило бы его. С Android, по крайней мере, нет необходимости беспокоиться по поводу программного обеспечения, которое может убить продукт. Surface Duo 2 находится в разработке, и у Microsoft большие планы на Android.

Итак, это была история Andromeda. Устройство прошло длинный путь, прежде чем смогло выйти на рынок.